Тостер (toster) wrote,
Тостер
toster

Тостер о поступках

Редко можно увидеть это настолько чётко сформулированным.

«

Действие продуманное и действие, посвящённое общине, – в них совершенство [античного] человека. Где в таком человеке уязвимое место для рока?

Единственное – то, что он человек и что его действия подчинены законам Вселенной, управляющей нашим бытием. Не следует ставить преступление [Эдипа] в зависимость от его воли. Вселенной нет до этого дела, она не интересуется нашими добрыми или злыми намерениями, моралью, построенной нами в соответствии с нашим, человеческим, уровнем. Вселенная знает лишь действие в ней самой, она не даёт человеку нарушить свой порядок, тот порядок, в который человеческая жизнь включена, хоть и остаётся чуждой ему.

Реальность есть единство. Всякий человеческий поступок отражается в этом единстве. Софокл с большой силой ощущает закон солидарности, связывающий человека – хочет ли он этого или нет – с миром. Тот, кто действует, отделяет от себя новое существо – своё действие, – которое, существуя отдельно от своего творца, продолжает действовать в мире, причём таким образом, какой совершенно не может быть предвиден тем, кто его породил. Этот первоначальный зачинатель действия тем не менее отвечает – не по справедливости, а фактически – за самые отдалённые его отражения. Было бы справедливо, если бы эта ответственность падала на него лишь в меру знания им всех последствий его поступка. Он же их не знает. Человек не всезнающ, – а должен действовать. В этом трагедия. Любой поступок делает нас уязвимыми. [Эдип] – человек в самой высокой степени и уязвим в самой высокой степени.

Так появляется крайне суровое и с определённой точки зрения очень современное представление об ответственности. Человек отвечает не только за то, что он хотел, но и за то, что ему случилось совершить в свете вызванных его действиями последствий, хотя бы у него и не было ни малейшей возможности предугадать эти последствия и тем более их предотвратить.

Вселенная обращается с нами, как если бы мы были всезнающими, – в этом угроза, таящаяся в любой судьбе, раз к нашему незнанию всегда примешивается доля невежества, раз мир, в котором мы вынуждены действовать, чтобы существовать, движим какими-то тайными пружинами, о которых мы почти ничего не знаем. Софокл нас предупреждает. Человек не ведает той совокупности сил, чье равновесие обуславливает жизнь мира. Таким образом, добрая воля человека, будучи в плену у собственной естественной слепоты, не способна предохранить его от несчастья.

»
Андре Боннар, «Софокл и Эдип – ответ року»
в переводе О. Волкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments