Тостер (toster) wrote,
Тостер
toster

Тостер о поступках

Редко можно увидеть это настолько чётко сформулированным.

«

Действие продуманное и действие, посвящённое общине, – в них совершенство [античного] человека. Где в таком человеке уязвимое место для рока?

Единственное – то, что он человек и что его действия подчинены законам Вселенной, управляющей нашим бытием. Не следует ставить преступление [Эдипа] в зависимость от его воли. Вселенной нет до этого дела, она не интересуется нашими добрыми или злыми намерениями, моралью, построенной нами в соответствии с нашим, человеческим, уровнем. Вселенная знает лишь действие в ней самой, она не даёт человеку нарушить свой порядок, тот порядок, в который человеческая жизнь включена, хоть и остаётся чуждой ему.

Реальность есть единство. Всякий человеческий поступок отражается в этом единстве. Софокл с большой силой ощущает закон солидарности, связывающий человека – хочет ли он этого или нет – с миром. Тот, кто действует, отделяет от себя новое существо – своё действие, – которое, существуя отдельно от своего творца, продолжает действовать в мире, причём таким образом, какой совершенно не может быть предвиден тем, кто его породил. Этот первоначальный зачинатель действия тем не менее отвечает – не по справедливости, а фактически – за самые отдалённые его отражения. Было бы справедливо, если бы эта ответственность падала на него лишь в меру знания им всех последствий его поступка. Он же их не знает. Человек не всезнающ, – а должен действовать. В этом трагедия. Любой поступок делает нас уязвимыми. [Эдип] – человек в самой высокой степени и уязвим в самой высокой степени.

Так появляется крайне суровое и с определённой точки зрения очень современное представление об ответственности. Человек отвечает не только за то, что он хотел, но и за то, что ему случилось совершить в свете вызванных его действиями последствий, хотя бы у него и не было ни малейшей возможности предугадать эти последствия и тем более их предотвратить.

Вселенная обращается с нами, как если бы мы были всезнающими, – в этом угроза, таящаяся в любой судьбе, раз к нашему незнанию всегда примешивается доля невежества, раз мир, в котором мы вынуждены действовать, чтобы существовать, движим какими-то тайными пружинами, о которых мы почти ничего не знаем. Софокл нас предупреждает. Человек не ведает той совокупности сил, чье равновесие обуславливает жизнь мира. Таким образом, добрая воля человека, будучи в плену у собственной естественной слепоты, не способна предохранить его от несчастья.

»
Андре Боннар, «Софокл и Эдип – ответ року»
в переводе О. Волкова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments